Приветствую Вас Гость | RSS

Федерация багуачжан

Среда, 26.04.2017, 09.55

ТАЙЦЗИЦЮАНЬ: КУЛАК ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА


 


       Тайцзицюань - это один из наиболее известных и наиболее популярных во всем мире стилей китайского ушу. Название "кулак Великого предела" восходит к одному из основных понятий китайской космогонии - "тайцзи" ("Великий предел"), с которого начиналось происхождение мира. Считалось, что тайцзи разделился на "лян и" ("двоицу образов") - инь и ян, они в свою очередь, разделившись пополам, породили "сы сян" ("четыре формы"), которые, разделившись, дали "ба гуа" ("восемь триграмм"). Восемь триграмм, переходя одна в другую, своими превращениями "дают всю тьму вещей, существующих в мире".

Предыстория тайцзицюань.

       Существует популярная версия, возводящая тайцзицюань к даосу Чжан Саньфэну, который якобы жил в горах Удан то ли при династии Сун (960--1279), то ли при династии Юань (1279--1368). Однако в 1930-х известный исследователь ушу Тан Хао опубликовал исследование, в котором обосновал, что основателем тайцзицюань следует считать Чэнь Вантина, жившего в конце династии Мин - начале династии Цин, то есть в XVII веке. Чжан Саньфэн же попал в родоначальники по ошибке: один из "историографов" тайцзицюань спутал одного из легендарных мастеров стиля - Ван Цзунъюэ - с учеником Чжан Саньфэна, которого звали Ван Цзун. Из чэньской родились другие ветви тайцзицюань. Рассмотрим сначала отдельные стили, а затем их общую историю и теорию.

Тайцзицюань семьи Чэнь.

       Чэнь Вантин родился в деревне Чэньцзягоу провинции Хэнань в конце XVI века и был произведен в армейские офицеры в провинции Шаньдун в 1618 году. В родные края он вернулся в 1644 году, в год падения династии Мин. На основании трактата Ци Цзигуана "Новая книга записей о достижениях", теоретических работ Ван Цзунъюэ и методов боя, изученых им в армии, он создал новый стиль ушу.

       Отличительными чертами нового стиля были следующие:

    Чэнь Вантин соединил действия рук, корпуса, глаз и шаги с даосскими методиками даоинь (вскармливания внутренней силы) и туна (дыхательные упражнения).
    Основными движениями стиля стали дугообразные и спиралевидные, теоретической основной которых стало учение о течении энергии ци по системе меридианов цзин-ло.
    Принципиально новым видом тренировки стало туйшоу (толкание руками), вырабатывающее чувствование направления усилия противника и умение использовать его в своих интересах.
    Аналогичный вид тренировки был разработан и для боя на копьях - т.н. "склеенные копья".
    Чэнь Вантин соединил теорию боя, описанную Ци Цзигуаном, философское учение об инь-ян и медицинское учение о каналах и коллатералях. Это дало толчок дальнейшему развитию теории ушу и осмыслению "внутренних" аспектов боевого искусства, о которых до этого обычно не говорили.

       Стиль Чэнь Вантина состоял из пяти комплексов тайцзицюань, комплекса паочуй (пушечные удары) и комплекса чанцюань (длинный кулак) из 108 форм. Кроме того в новый стиль входили "18 способов алмазного захвата", приемы поединка и методы "коротких ударов".

       Пять поколений спустя основными мастерами были Чэнь Чансин (1771-1853) и Чэнь Юбэн. Чэнь Юбэн свел стиль к двум комплексам - "тайцзицюань" и "паочуй", которые ныне известны как 1-й и 2-й комплексы тайцзицюань семьи Чэнь. Стиль, созданный Чэнь Юбэном, стали называть сяоцзя - "малый стиль", а старый, которому обучал Чэнь Чансин, стали называть лаоцзя - "старый стиль".

       В нашем веке крупнейшим мастером старого стиля был Чэнь Факэ (1887-1957), представитель 17-го поколения мастеров чэньского тайцзицюань. В 1928 году по приглашению своего племянника Чэнь Чжаопи он переехал из Чэньцзягоу в Пекин, и тем самым перенес чэньши тайцзицюань в Пекин, образовав пекинскую ветвь. Разработки Чэнь Факэ известны как синьцзя - "старый стиль". Чэнь Сяован, сын Чэнь Чжаосюя и внук Чэнь Факэ, родился в 1946 году в Чэньцзягоу. Фамильное искусство он изучал у отца, у дяди Чжаопи и у дяди Чжаокуя. Следуя требованиям времени, он разработал упрощенный комплекс чэньского тайцзицюань из 38 движений. В настоящее время он эмигрировал в Австралию, и в КНР о нем стараются не вспоминать. Еще одной крупной фигурой стиля является Фэн Чжицян. Он родился в 1926 году в уезде Шулу провинции Хэбэй. В молодости он изучал тунбицюань у Хань Сяофэна из Цанчжоу провинции Хэбэй, синьилюхэцюань у Ху Яочжэня из провинции Шаньси, а с 1951 начал изучать чэньское тайцзицюань у Чэнь Факэ. Сегодня Фэн Чжицян является крупнейшим мастером чэньского тайцзицюань в Пекине.

Чжаобао тайцзицюань.

       О происхождении этого стиля существует две теории. Согласно одной из них, это - ветвь чэньского тайцзицюань, перенесенная в деревню Чжаобао. Согласно другой версии, стиль развился независимо именно в деревне Чжаобао (которая находится недалеко от Чэньцзягоу). В обоих версиях, однако, присутствует ключевая фигура - Чэнь Цинпин. О нем известно немногое: что после женитьбы он переехал в Чжаобао - родную деревню жены - и там преподавал тайцзицюань. Согласно "чэньской" версии, он был учеником Чэнь Юбэна. По другой - Чэнь Цинпин изучил местное искусство у Чжан Яна. Не все мастера этого стиля выводят свою линию от Чэнь Цинпина, у некоторых она идет от его современников, что еще более подкрепляет версию о независимом происхождении стиля.

Громовое тайцзи (хулэй цзя).

       Стиль создан учеником Чэнь Цинпина - Ди Цзинянем из деревни Чжаогоцунь уезда Боай провинции Хэнань. Сегодня в США этот стиль преподает Adam Hsu. По его словам сегодня многие практикуют этот стиль в деревне Вангэдун неподалеку от Чэньцзягоу. Интересно, что эта деревня - родина Чэнь Цинпина.

Хундун тунбэйцюань (тунбэйцюань уезда Хундун).

       В XVIII веке Го Юнфу (по некоторым документам - Го Юфу), учитель телохранителей, переехал из провинции Хэнань в уезд Хундун провинции Шаньси. Его боевое искусство стало известно там под названием "тунбэйцюань". По технике и принципам хундун тунбэйцюань очень похож на тайцзицюань семьи Чэнь. Говорят, что жена одного из представителей тринадцатого поколения мастеров чэньского тайцзи - Чэнь Юнъяня - была из семьи Го, возможно именно отсюда и проистекало боевое искусство Го Юнфу.

Тайцзицюань семьи Ян.

       Ян Лучань (1799-1872) родился в провинции Хэбэй, с детства увлекался ушу. Однажды он стал свидетелем боя одного из представителей семьи Чэнь, и был до глубины души поражен увиденным. В приеме в ученики ему было отказано, однако Чэнь Чансин согласился взять его слугой. Согласно легенде, он подглядывал за тренировками, а по ночам тренировался сам. Несколько лет спустя это раскрылось, но увидев, насколько хорошо слуга освоил боевое искусство, его не стали наказывать (вообще-то за такие вещи полагалась смерть).

       После этого Ян вернулся в родные края и стал давать уроки тайцзицюань соседям. Позднее Ян переехал в Пекин, и стал преподавать тайцзицюань императорской фамилии и представителям высших кругов общества. Тогда-то тайцзицюань и стал широко известен. Ян Лучань сильно изменил старый стиль, сделав его удобным для использования в целях оздоровления (например, были убраны прыжки). Вопреки распространенному мнению, стиль при этом не утратил боевой направленности - Ян Лучань выиграл кучу боев.

       У Ян Лучаня было три сына. Первый умер ребенком. Второго звали Ян Ю, он же Ян Баньхоу (1837-1892), третьего - Ян Цзянь, он же Ян Цзяньхоу (1839-1917). Версия, переработанная Яном Цзяньхоу, известна как чжунцзя - "средний стиль".

       У Ян Цзяньхоу тоже было три сына. Старший - Ян Чжаосюн, он же Ян Шаохоу (1862-1930) занимался тайцзицюань с семи лет. Средний сын умер молодым. Младший сын - Ян Чжаоцин - более известен как Ян Чэнфу (1883-1936). У него были отличные природные данные, но он поначалу не был поклонником тайцзицюань. Тренироваться он начал с двадцати лет, но важность стиля понял лишь тогда, когда умер его отец. Тогда он стал тренироваться день и ночь, и стал мастером. Именно он создал то, что сейчас известно как дацзя - "большой стиль". Одним из самых известных ныне живущих учеников Ян Чэнфу был Чжэн Маньцин (1901-1975).

       Чэнь Яньлинь (род. в 1906), который воспитывал детей Ян Чэнфу, У дяди Ян Чэнфу узнал боевое применение янского тайцзи, и написал книгу "Упражнения в паре без оружия", в которой описан парный комплекс из 102 форм.

Тайцзицюань семьи У (иероглиф "шумный")

       У Ян Лучаня и Ян Баньхоу манчжур Цюань Ю изучил комплекс малого стиля. Позднее он взял себе китайскую фамилию У. Его сын - У Цзяньцюань (1870-1942) - разработал тайцзицюань семьи У, который сегодня по популярности из стилей тайцзицюань уступает только стилю семьи Ян. У Цзяньцюань имел двух сыновей - У Гунъи и У Гунцзао.

Тайцзицюань семьи У (иероглиф "боевой").

       У Юйсян (1812-1880) из уезда Юннянь изучал новый стиль у Чэнь Цинпина в 1852 и старый стиль у Ян Лучаня в 1851. На основании изученного, а также трактата Вана Цзунъюэ "Тайцзицюань цзин", который был случайно обнаруден его братом в бакалейной лавке, он создал свое направление тайцзицюань. Один из учеников У Юйсяна - Ли Ию (1833-1892) - написал много трактатов по тайцзицюань и положил начало систематической письменной фиксации теории тайцзицюань. Окончательно стиль был сформирован Хао Вэйжэнем - учеником Ли Ию.

Тайцзицюань семьи Сунь.


       Сунь Лутан (1861-1932) был известным мастером синъицюань. Впоследствии он также изучил чэнскую ветвь багуачжан, а у Хао Вэйжэня он изучил тайцзицюань. На основании трех стилей Сунь Лутан создал новый комплекс тайцзицюань, подобный школе семьи Ян по форме, и синъицюань - по теории.

История тайцзицюань в последние два века.


       В XIX веке из-за развития оружия (и в особенности - появления огнестрельного оружжия) роль ушу в военном деле уменьшилась. Уловив новые тенденции, Ян Лучань стал преподавать тайцзицюань не как боевое, а как оздоровительное искусство, оставив боевые аспекты внутри своей семьи. Тогда же, в середине XIX века, в деревне Чэньцзягоу уже никто не помнил большшинство классических комплексов, созданных Чэнь Вантином. Занимающиеся чэньской ветвью специализировались на первом комплексе, и на "пушечных ударах". Из "старой формы" Чэнь Юбэнь создал "новую форму", отбросив некоторые сложные движения. В это же время появились и прочие известные ныне ветви тайцзицюань.

       Таким образом, постепенно из боевого искусства тайцзицюань превращалось в оздоровительную гимнастику. Именно в таком качестве воспринимали массы направления Яна и У ("шумный"). В 1925 году Чэнь Вэймин, ученик Ян Чэнфу, прибыл из Пекина в Шанхай, где основал "Общество мягкого кулака". Там он за плату обучал стилю семьи Ян, призывая воспользоваться его лечебным и оздоровительным действием. Затем в Шанхай стали приезжать учителя и других школ. В октябре 1928 года в Пекин был приглашен Чэнь Факэ, и массы увидели исходное тайцзицюаньсемьи Чэнь, именно как боевое искусство. Но это было настолько непривычно, настолько отличалось от прочих ветвей тайцзицюань, что его приняли довольно вяло. Как писал известный историк тайцзицюань Гу Люйсинь "У Чэней способы для корпуса и рук отличаются вращением, об усилии обматывающего шелка сказано более детально, выброс усилия по скорости [с прочими направлениями тайцзицюань] не сравнить. Жаль только, что люди осваивают с трудом, берут мало, так что он не очень прославился".

       После образования Китайской Народной Республики была поставлена задача переработки боевых искусств в новые виды спорта и средства оздоровления. В августе 1956 года Госкомспортом КНР была опубликована книжка, называвшаяся "Упрощенное тайцзицюань", в которой описывался комплекс из 24 движений, составленный на основе тайцзицюань семьи Ян. В 1957 году для тех, кто освоил комплекс из 24 движений и хотел совершенствоваться дальше, был опубликован комплекс из 88 движений (исходный комплекс стиля семьи Ян состоит из 81 движения). В 1979 году, на основании стилей семей Ян, Чэнь, Сунь и одного из стилей У был составлен упрощенный комплекс из 48 движений.


Теория тайцзицюань.

Чаньсы цзинь.

 

       Основой тайцзицюань является чаньсы цзинь - "усилие обматывающего шелка". Различают шунь чань - "обматывание по часовой стрелке", и ни чань - "обматывание против часовой стрелки". В атакующих движениях используется центробежная сила, в защитных - центростремительная. Обматывающие движения требуется делать не просто по дугам круга, а по дугам овала или отрезкам спирали.

Ба мэнь

       Ба мэнь - "восемь врат" - это восемь базовых движений, расписываемых по восьми триграммам и восьми сторонам света:

    Пэн (отражение) - удар от себя снизу вверх; соответствует югу. Люй (сдергивание) - движение к себе и вниз; соответствует северу.
    Цзи (удар) - удар в сторону; соответствует западу.
    Ань (нажатие) - придавливающее движение; соответствует востоку.
    Цай (срывание) - рвущее движение сверху вниз; соответствует юго-западу.
    Ле (разрыв, раскалывание) - удар двумя руками в разные стороны; соответствует северо-востоку.
    Чжоу (удар локтем) - удар локтем; соответствует юго-востоку.
    Као (опирание) - удар корпусом или плечом; соответствует северо-западу.

      Первые четыре известны как сы чжэн (четыре прямых [направления]), последние четыре - как сы юй (четыре угла).


ТЕХНИКА.

Комплексы без оружия.

 

       Первый комплекс тайцзицюань Чэнь Чансина - это самый старый из известных комплексов, от которого произошли остальные современные. В нем простые движения, больше мягкости и меньше жесткости. В первую очередь применяются сы чжэн. Много энергичных движений - таких как подпрыгивание высоко вверх или падение на землю в шпагат.

       Паочуй, или второй комплекс тайцзицюань семьи Чэнь - это более сложный комплекс, в нем твердость преобладает над мягкостью. Здесь основными являются сы юй.

       Комплекс тайцзицюань семьи Ян очень популярен и широко распространен. Поэтому он имеет множество вариаций, в которых номера и названия позиций одинаковы, а движения различаются. К вариантам комплекса семьи Ян относят и комплекс У Цзяньцюаня.

       В технике семьи Ян еще имеется парный комплекс, опубликованный Чэнь Яньлинем.

       В комплексе У Юйсяна в каждой позиции есть четыре состояния: начало, соединение, открывание и закрывание. Комплекс Сунь Лутана считают вариантом комплекса У Юйсяна.

       На основе чэньского и янского тайцзицюань, а также движений синъицюань и багуачжан Хэ Вэйчжэнь создал комплекс усин тайцзи (тайцзи пяти первостихий), еще называемый синъи тайцзи (тайцзи формы и разума). Комплекс состоит из шести дорожек.

       После смерти Ян Лучаня в 1872 году один из его учеников - Ван Ланьтин - вместе с Сы Синсанем, Ли Бинфу и Ли Жуйдуном на основе пяти приемов тайцзицюань в сочетании с тринадцатью формами тайцзицюань и методами действий руками из багуачжан и синъицюань разработали комплекс тайцзи усинчуй (удар пяти звезд тайцзицюань). Комплекс состоит из четырех дорожек, особенно прорабатываются техники низкого уровня. "5 приемов" - это преграждающе-перетаскивющий удар, удар под локтем, разноименный удар, удар пальцами в пах и сажающий удар.

       Ян Чэньфу преподавал комплекс, известный как тайцзи чанцюань (длинный кулак Великого Предела). Он состоит из 59 форм, взятых из большого и малого стилей. В линии Чэнь Вэймина комплекс называется тайцзи цанцюань (сокрытый кулак Великого Предела).

Туйшоу.

       Помимо вышеуказанных аспектов тайцзицюань, практика туйшоу позволяет овладеть следующими принципами:

    Тин (слушание) - умение чувствовать противника.
    Цзоу (ведение) - следование атакующему движению противника.
    Нянь (прилипание) - следование уходящему противнику.
    Хуа (трансформация) - объединение в единое движение цзоу и нянь.
    Фа (выброс) - атакующее движение.

Комплексы с оружием.

    Стиль семьи Ян.

    

           Тайцзи дао - искривленный меч тайцзи - является самым старым коротким видом оружия в тайцзицюань. Впервые об этом оружии упоминается у Ли Ию, иллюстрированное описание приведено в книгу Чэнь Яньлина. Существует 13 техник с дао, имеется парный комплекс. В линии Ян Баньхоу существует комплекс из четырех движений, которые повторяются в непрерывном цикле. Еще имеется парный комплекс из 52 движений, подобный парному комплексу без оружия.

           Тайцзи цзянь - комплекс с прямым мечом - не встречается в списке У Юйсяна, хотя в современной версии стиля он есть. Янский вариант комплекса был впервые описан Чэнь Вэймином, который изучал его у Ян Чэньфу и Чэнь Янмина. Существуют также упражнения в паре ("склеенные мечи"). Всего есть 13 техник меча.

           Тайцзи цян - комплекс с копьем. Ян Лучань был знаменит своей техникой копья. Комплекс держался в секрете и преподавался лишь ближайшим ученикам. Во времена Ян Чэньфу обучали парному комплексу, но одиночный был только для продвинутых учеников. Книга Ян Чэньфу "Использование тайцзицюань" описывает тренировку в паре и дает несколько замечаний по одиночной отработке.

           Техники копья применимы также к шесту и албарде. Так как Ян Баньхоу - сын Ян Лучаня - очень много дрался, его мать, боясь что он кого-нибудь убьет, отрезала наконечник у копья, оставив сыну только длинный шест. Ян Баньхоу был также искусен в технике копья, как и его брат Ян Фэнхоу (рано умерший). Длина шеста тайцзи - 2-2.5м.

           Книга Ли содержит описание короткого комплекса с копьем, книга Чэнь Яньлина - короткого комплекса с шестом. В книге Ян Юйтина, где описан старый вариант комплекса семьи У, также приведен лишь короткий одиночный комплекс. Полный вариант янского комплекса состоит из 41 позиции, комплексы других школ нигде не записаны.

    Стиль семьи Чэнь.

           Комплекс тайцзи дао семьи Чэнь (старая школа) состоит из 23 позиций.

           Комплекс тайцзи цзянь семьи Чэнь (старая школа) состоит из 49 позиций.

           Лихуа цян цзя байюань гунь (копье цветка груши + шест Байюаня) - этот комплекс с копьем состоит из 71 позиции. Он объединяет прямолинейные техники копья и угловые техники шеста.

           В чэньском тайцзи известны два комплекса с шестом: чэньши тайцзигунь шисаньши (13 форм шеста семьи Чэнь Великого Предела) и парные комплексы - чэньши тайцзи саньгунь (три действия шестом Великого Предела семьи Чэнь) и чэньши тайцзи багунь (восемь действий шестом Великого Предела семьи Чэнь).

           Из прочих видов оружия в чэньском тайцзи присутствуют чуньцю дадао (алебарда Весен и Осеней), шуан цзянь (парные мечи), шуан дао (парные широкие мечи).

    Стиль семьи Сунь.

           В суньском тайцзи есть комплексы с прямым мечом, широким мечом и копьем. Комплекс с прямым мечом происходит из багуачжан. Комплекс с копьем сегодня не помнит (или просто не хочет преподавать) даже Сунь Цзяньюнь.

    Вспомогательная наработка.

           Если заниматься тайцзицюань как боевым искусством, то ни в коем случае не обойтись без методов вспомогательной наработки. К классическим методам вспомогательной тренировки тайцзицюань относятся следующие:
        Статическая наработка. Прорабатывают "стояние столбом" и стояние в основных позициях.
        Проработка базовых приемов с копьем.
        То же самое, но копье берут не деревянное, а железное (до 20-30 кг весом).
        Наработка приемов копья в паре ("склееные копья").
        Одиночная тренировка выброса усилия-цзин.
        Одиночная проработка методов действий ногами.
        Проработка методов падения и перекатывания.
        Проработка методов прыжков.
        Проработка боевых перемещений.
        Жесткий цигун.